Свободомыслие в культуре эпохи Возрождения.

Свободомыслие в культуре эпохи Возрождения.

Поворотным пунктом в истории европейского свободомыслия стала культура Возрождения, ориентированная на рациональное осмысление не только человека и мира, но и самой религии. Развитие свободомыслия было обусловлено как социальными сдвигами, так и изменениями в области производства и науки, начавшей приобретать экспериментальный характер. Большую роль сыграли также Великие географические открытия. Надо сказать, что ренессансно-гуманистическая культура была элитарной имела к тому же и четко выраженный книжный характер. Благодаря соединению античного рационализма с накопленными к этому времени конкретно-научными знаниями в области естествознания, истории, филологии, астрономии, медицины (Лука Пачиоли, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Дж. Бруно, М. Сереет, Н. Коперник, Дж. Вико) постепенно стал возможен Свободомыслие в культуре эпохи Возрождения. выход свободомыслия за рамки религии. Мыслители эпохи Возрождения подчеркивали достоинство, неограниченные возможности человека, гармонию интересов личности и общества, просвещенность и веротерпимость.

Гуманисты Возрождения подвергли католическую церковь резкой критике. П. Браччолини (1380-1459 г.) и Л. Бруни (1374-1444 г.) написали сочинения с одинаковым названием "Против лицемеров", где рассматривали поведение и нравственные черты монашества. Монахи - люди с притворным выражением лица, они несправедливы, лживы, безжалостны, бесчеловечны - таковы оценки Браччолини. Резкой критике подверглась схоластика, в отношении которой все большую автономию обретали этика, искусство, философия, политические учения. Джордано Бруно (1554-1600 г.) выступил не только против духовенства и папы, но и за секуляризацию монастырского имущества, против экономического господства католической Свободомыслие в культуре эпохи Возрождения. церкви. Опираясь на гелиоцентрическую теорию Коперника, Бруно говорит о существовании множества миров, что противоречит учению церкви. В общем-то, его сожгли в 1600г.

Мыслители Возрождения подвергли критике идею бессмертия души. Так, Дж. Ванини (1585-1619; сожжен инквизицией) доказывал положение о смертности души: люди и животные схожи в формировании, рождении, питании, строении и смерти, и если душа умирает вместе с животным, она должна умирать и вместе с человеком. Еще никто не возвращался из царства мертвых, но если бы душа была вечной, Бог вернул бы хотя бы одну из душ, чтобы осудить и опровергнуть атеизм.

Свободомыслие в искусстве XIV - XVI века Свободомыслие в культуре эпохи Возрождения. в Европе характеризуются и литературе Возрождения взлетом художественного и литературного творчества, не в последнюю очередь связанным с развитием науки. Многие художники этого времени - А. Дюрер (1471 - 1528), Леонардо да Винчи (1452 - 1519) и др. – занимаются проблемами познания природных явлений. Творчество А. Дюрера проникнуто математикой. Теснейшим образом было связано художественное творчество Леонардо да Винчи с занятиями наукой и со свободомыслием. Религиозные сюжеты в творениях Леонардо,Микеланджело Буонарроти (1475- 1564), Тициана (ок. 1476/77 или1489/90 - 1576) и других наполняются общечеловеческим содержанием. Мотив страданий Христа, столь распространенный в средневековом искусстве, уступает место миру самых разнообразных чувств,страстей, земных радостей. В центр внимания искусства ставится человек как природное, земное, страдающее и Свободомыслие в культуре эпохи Возрождения. радующееся существо.
Литература Возрождения также внесла свой вклад в расширение представлений о реальном человеке и его реальной жизни. Сатирические произведения Боккаччо, Франсуа Рабле и др. высмеивали моральную развращенность монахов и духовенства.



Художественная литература Возрождения во многом антиклерикальна, она способствовала расшатыванию авторитарного мышления и формированию человека нового времени, как и изобразительное искусство. Союз ренессансной науки, искусства и морали расширял сферу свободомыслия в Европе.

Гуманизм серьезно подорвал позиции клерикализма и консервативной схоластики, он стимулировал запрос на умственный труд и заметно способствовал его превращению в самостоятельную профессию, он утвердил роль таланта и светской образованности.


documentakglboj.html
documentakgliyr.html
documentakglqiz.html
documentakglxth.html
documentakgmfdp.html
Документ Свободомыслие в культуре эпохи Возрождения.